ЮНИСЕФ все чаще поднимает такую серьёзную проблему современности, как буллинг или травля в школе.
Согласно докладу ЮНЕСКО «Что стоит за цифрами? Искоренение насилия и запугивания в школе», каждый третий ученик в мире сталкивается с разными формами травли и насилия со стороны своих сверстников или одноклассников.
К сожалению, этот травмирующий опыт не проходит бесследно и может со временем перерасти в психологическую травму.
Исследования показали, что каждый пятый школьник в Казахстане подвергается буллингу. Жертвами буллинга можно стать по разным причинам – необычной внешности, незаинтересованности в том, что модно, нежелании вовлекаться во всеобщие процессы, замкнутости. Неравенство сил агрессора и жертвы, повторяемость, острая эмоциональная реакция жертвы – существенные признаки буллинга.
В профилактике буллинга очень важно раннее вмешательство, ребенок не должен остаться один на один с насилием. И здесь очень важна внимательность и позиция учителей и родителей.
Признаками того, что ребенок подвергся буллингу могут быть проблемы с концентрацией внимания, подавленность, угнетенное состояние, раздражительность, чувство неуверенности, повышенная чувствительность, боли в желудке, усталость, отсутствие аппетита, бедность социальных контактов, симптомы страха, например, давление в области груди, приступы потливости, боли в спине, в затылке, в мышцах, нарушение сна.
Если родители заметили у своего ребенка эти признаки, необходимо принять срочные меры и, прежде всего, сообщить об этом учителям и солидарно решать эту проблему, вплоть до привлечения психологов и, при необходимости, сотрудников ювенальной инспекции.
Необходимо обратить внимание на атмосферу в семье ребенка, который склонен к буллингу сверстников. Такие дети, как правило растут в семьях, где взаимодействие друг с другом строится на агрессии и авторитарности родителей, где старшие принуждают подчиняться младших, где ребенок уязвим и не чувствует себя защищенным. Вне дома такой ребенок, как правило, пытается унизить тех, кто слабее.