Только дети знают чего хотят. Они едят руками, потому что так весело. Они рисуют на обоях, делая свою комнату особенной. Им не хочется быть как все. Они делают самое сложное – остаются собой.
Когда ребенок появляется на свет, то все в чем он нуждается это материнское тепло, любовь, принятие, питание и уход. Со временем этого становится мало. Ребенок начинает осознавать себя, границы своего тела, познавать окружающее пространство, пробовать все «на вкус», экспериментировать, играть. В общем, получать новый опыт, необходимый для взросления. У ребенка появляются любимые игры, занятия, любимая еда, одежда. Он начинает понимать, как к разным его поступкам относятся взрослые.
Переживая кризисы своего развития, дети экспериментируют со своими эмоциями и поступками, которые вызывают у родителей бурю ответных эмоций и чувств. И порой, родители теряются и не понимают своего ребенка. Задаются такими вопросами: «Я же все для него делаю, у него все есть, но почему он так себя ведет, чего ему не хватает, ЧТО ЖЕ ЕМУ НА САМОМ ДЕЛЕ НУЖНО?»
Попробуем разобраться в этом. Разница «что нужно на самом деле» и «о том, что нам кажется» - огромная!
Порой нам кажется, что дети хотят вечный отдых, где взрослые ничего не запрещают. Но дети понимают, что жизнь без «надо» и «нельзя» до добра не доведет. И «вечный праздник непослушания» рано или поздно вызывает у них тревогу и дискомфорт.
А ЧТО ЖЕ НУЖНО НА САМОМ ДЕЛЕ ДЕТЯМ? Ничего особенного, то же самое, что и любому взрослому, только с поправкой, что ребенок — это «очень маленький человек» и потребность в защите и заботе у него намного выше.
1. Ребенку необходимо УВЕРЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО РОДИТЕЛИ ЕГО ЛЮБЯТ, ПОМНЯТ, ЧТО ОНИ ВСЕГДА НА ЕГО СТОРОНЕ И К НИМ ВСЕГДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ. Причем любят просто так, независимо от поведения, поступков, оценок в школе или еще чего-то. А просьба о помощи, как минимум, всегда будет услышана. Ребенку необходимо понимать, что он и родитель на одной стороне баррикады, а не на разных.
2. Ребенку необходимо чувствовать, что ЕГО РОДИТЕЛИ «ЗНАЮТ, КАК НАДО!», ЧТО ЕСТЬ ПРАВИЛА И ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО, так как без этого ему тревожно и некомфортно. Для этого мы учим детей правилам и нормам в семье и социуме. И когда дети их пробуют нарушать и не выполнять, они испытывают на прочность наши правила и границы и тем самым учатся их понимать и чувствовать. Родитель здесь должен быть надежным «контейнером» для эмоций ребенка. А ребенок хочет чувствовать во взрослом надежную опору.
3. Ребенку необходимо БЫТЬ УСПЕШНЫМ, УМЕТЬ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СТРАХИ, НЕУМЕНИЕ И НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Даже если ребенку сейчас страшно что-то сделать или не хочется идти в школу, то внутри себя, другая его часть, хочет это преодолеть и в последствии гордиться собой.
4. Ребенку необходимо от взрослых понять: ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, А ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО! В ТОМ ЧИСЛЕ И КРИТИКУ СВОИХ ПОСТУПКОВ И СУЖДЕНИЙ.
Если родители дают это понимание, справедливо и критично относятся к действиям и поступкам ребёнка, то у него появляется основание иметь ценности и ориентиры в жизни, которые помогут ему во взрослой жизни.
5. Ребенку нужен РАЗНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЛЮДЬМИ. Сначала это родители, семья, потом взрослые и дети в детском саду и школе, на детских площадках, кружках, секциях. Взаимодействуя с ними, ребенок получает разный опыт и видит их реакции на свои поступки. Это поможет ему оценивать последствия своих действий и чувствовать себя уверенно в мире людей.
Таким образом, ребенок, возможно и хочет «вечный праздник», конфеты, игры, каникулы круглый год, но нуждается-то совсем в другом:
Психолог
Ахилбаева Т.О.